В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА ЧАСТНЫЙ ФОНД «АРТ-МИРАЙ» ПРИ ПОДДЕРЖКЕ АКИМАТА ГОРОДА АЛМАТЫ ПРОВЕЛ ПЕРВЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ КАЗАХСТАНА «АЛТЫН АРТ».
О ТОМ, КАК ПРОШЛО МЕРОПРИЯТИЕ, ОТКРЫВАЮЩЕЕ МИРУ СКРЫТЫЕ ТАЛАНТЫ И ЧТО ЖДЕТ УЧАСТНИКОВ В НОВОМ ГОДУ, РАССКАЗАЛА АСЕЛЬ ИМАЕ — МАГИСТР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, УЧРЕДИТЕЛЬ И ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ФОНДА
photo Anna Egorkina
style Anna Sidorova
MakeUp Diana Kadieva
 

Асель, расскажите об итогах конкурса 2018 года. Добились ли вы поставленных целей?

 - Компетентное жюри выбирало победителей с профессиональной точки зрения. Я же очень хотела, чтобы написали как можно больше красивой казахской мелодичной музыки, которую сразу захочется сыграть. Это были мои личные ожидания, но, к сожалению, такого материала было немного. Оригинальных сочинений было гораздо больше.

Однако самая главная цель была достигнута. Откликнулось немало талантливых музыкантов, и конкурс состоялся на должном уровне. Мы получили более 40 произведений от молодых композиторов Казахстана. Конкурс получился резонансным, так как еще раз обозначил проблему взаимодействия триединства: композитор-исполнитель-слушатель. Возможно, в силу неопытности некоторых из конкурсантов, члены жюри отметили такой момент, как явная разобщенность композитора и исполнителя. То есть, к примеру, произведение было трудно исполнимым из-за неестественных «электронных» темпов. Я надеюсь, это станет хорошей традицией: по завершении конкурса организовывать такие встречи - обсуждения, приглашать международных экспертов для дискуссий и публиковать статьи на актуальные темы.

Сейчас я сотрудничаю с Республиканским фестивалем камерной музыки «АуенФест» Джамили Серкебаевой, в частности, я предоставила организаторам фестиваля информацию о молодых композиторах, которые участвовали в прошлогоднем конкурсе. Их имена поместили в рекомендуемый список казахских/казахстанских композиторов для рассылки участникам фестиваля. Для молодых композиторов это еще один уникальный шанс стать известным и востребованным, ведь к ним могут напрямую обратиться руководители коллективов с конкретным заказом. Тем самым конкурс дает возможности для роста и после его завершения. Я считаю, что это еще один из качественных итогов первого конкурса Altyn Art – 2018.

Расскажите о его участниках и победителях. Как сложилась их судьба за эти полгода?

 - Лауреат первой премии Азимбек Джамбаев заканчивает Казахский Национальный университет искусств (КазНУИ). Его произведение «Вариации для виолончели» включили в репертуар и запишут для фонда лауреаты международных конкурсов Муса Керимбаев и Майя Сепп. Вторая премия досталась Максиму Хлебову из Павлодара, его произведение до конца года мы планируем записать целым камерным оркестром. Третья премия досталась Карине Измайловой. Ее произведение «Аллегро» записано в Москве на нашей партнерской студии звукозаписи «Чистая музыка». Оба лауреата от радио «Классика» Раушан Кали и Лира Бекболатова уже транслируются в эфире. Я также приняла решение о записи еще некоторых произведений участников прошлого конкурса, активно согласовываю с солистами даты. Хочется, чтобы как можно больше произведений нашло своих исполнителей и слушателей. А в общем, все участники ведут обычную жизнь музыканта, занимаются творчеством, учебой, благотворительностью, дают концерты. Некоторые из них снова участвуют в конкурсе Altyn Art в этом году, чему я очень рада.

«СТРЕМИТЬСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ, КОНЕЧНО, ОЧЕНЬ ВАЖНО. НО МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВСЕ–ТАКИ САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ТВОИ РАБОТЫ ИСПОЛНЯЛИ. А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ НАПРЯМУЮ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ИСПОЛНИТЕЛЯМИ»

Чем будет отличаться конкурс в этом году? Появились ли новые условия участия? Возможно, он поменяется в масштабах?

 - В этот раз композиторам предложено написать произведение уже не просто для сольного инструмента с аккомпанементом, а для целого ансамбля скрипачей. Кроме того, в этом году нет возрастного ценза. Неизменным остается использование казахских народных мотивов, а также анонимное судейство, когда каждому произведению присваивается уникальный номер и работа представляется членам жюри без указания авторства. Опыт прошлого конкурса показал, что для качественного и адекватного судейства жюри нужна «живая» запись. Было непросто судить о произведении, прослушав электронный, «неживой» звук. Поэтому мы облегчили условия, и композитору не нужно будет присылать демо-запись. Запись каждой конкурсной работы мы будем делать сами, живым коллективом.

Организация таких масштабных и важных мероприятий — это всегда очень сложно. Расскажите, с какими проблемами вам пришлось столкнуться?

 - Проблема информационной поддержки осталась и в этом году актуальной. Я написала и отправила десятки писем в новостные порталы, но практически никто не отреагировал. Все же мне удалось заявить о конкурсе на одном из государственных каналов. Жаль, но такие новости редко находят отклик среди журналистов.

Как однажды заметил кто-то из представителей СМИ, «о подобных конкурсах пишут мало, потому что это неинтересно ни читателю-не музыканту». В существующих реалиях это похоже на правду. Композиторы, участвующие в конкурсе - не звезды, пишут они не для звезд, не интригуют и в скандалах не замешаны, просто занимаются любимым делом - творчеством, и верят в то, что их произведения будут востребованы исполнителем и слушателем. И начинающие композиторы, и профессионалы со стажем, каждый из них хотел бы признания. Это естественно для музыканта. Но композиторы сами по себе обычно очень скромные люди, у них настолько богатый внутренний мир, который они выплескивают на нотный стан, что у них нет времени на что-то стороннее.

photo Anna Egorkina
style Anna Sidorova
MakeUp Diana Kadieva

Как обстоит дело с денежным вознаграждением?

 - Это еще одна проблема, которую можно озвучить. К сожалению, в этом году мне не удалось выделить достойный денежный приз для всех лауреатов конкурса. Все-таки материальная составляющая в любом конкурсе должна быть. Это дополнительная мотивация для любого музыканта и тем более для композитора. Объясню почему: обычно музы- кальное произведение, которое исполняется при живом и здравствующем авторе, должно принести ему, автору, доход. То есть исполнитель либо должен выкупить права на произведение, либо концертная организация должна платить проценты с каждого исполнения произведения на сцене. В нашей стране авторское право работает очень выборочно и неэффективно, и это, конечно, никак не мотивирует исполнителя на поиск нового произведения молодого или тем более состоявшегося композитора. И автора на написание нового материала тоже не мотивирует. Конкурс, имеющий в арсенале денежный призовой фонд, в какой-то мере восполняет этот пробел с отсутствием отчислений по авторскому праву. Поэтому я, конечно, не смогла пройти мимо этого момента и все же выделила небольшой денежный бонус для автора, произведение которого будет исполнено на юбилейном концерте.

В этом году конкурс «Алтын Арт - 2019» будет приурочен к 75-тилетнему Юбилею Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы. Какие еще мероприятия ожидаются в честь этой даты?

 - Все концерты и выступления в залах консерватории в этом году так или иначе посвящены юбилейной дате, но самое главное мероприятие этого юбилея — праздничный концерт — пройдет на большой сцене Дворца Республики уже этой осенью. Будут представлены самые яркие исполнители, лучшие номера и, я надеюсь, концертное выступление ансамбля скрипачей, который исполнит произведение победителя конкурса «Altyn Art – 2019», будет самым вдохновенным и запоминающимся.

Что бы вы сказали талантливым молодым людям, которые хотели бы поучаствовать в конкурсе такого уровня, но возможно сомневаются в своих силах и не имеют достаточного опыта?

 - Стремиться к совершенству, конечно, очень важно. Но мне кажется, что все-таки самое главное, чтобы твои работы исполняли. А для этого нужно стремиться напрямую взаимодействовать с исполнителями. Рожденные в таком творческом тандеме произведения не останутся незамеченными слушателем. Конкурс Altyn Art-2019 - возможность показать свою творческую работу широкому слушателю на сцене, то есть произведение будет гарантированно кем-то исполнено, его услышат несколько сотен человек в зале, а потом и несколько тысяч человек в эфире радио «Классика». Пожалуйста, участвуйте в конкурсах, и республиканских, и международных, давайте своему творчеству шанс и возможности для признания!

L'OFFICIEL KAZAKHSTAN. JULY-AUGUST 2019.  №6-7 (46)

photo Anna Egorkina
style Anna Sidorova
MakeUp Diana Kadieva

© 2020 by Assel Imayo. Proudly created with Wix.com